Советы юриста
Программа госгарантий. Расскажем, как эффективно использовать полис ОМС
Программа государственных гарантий пересматривается ежегодно и утверждается постановлением правительства РФ. В документе четко прописаны виды медицинской помощи, которые предоставляются бесплатно (!). К ним относится помощь и онкологическим больным.
Какая помощь оказывается бесплатно?
По полису обязательного медицинского страхования вы имеете право на бесплатную помощь:
- первичную медико-санитарную;
- специализированную (в нее входит в том числе медицинская реабилитация) и высокотехнологичную (с применением новых и уникальных методов лечения);
- скорую помощь;
- паллиативную (облегчение боли и других тяжелых проявлений болезни, психологическая поддержка и уход).
Паллиативная помощь может оказываться в стационаре, амбулаторно или на дому. Пациенту также выдаются медицинские изделия, необходимые для поддержания его состояния. Организацией паллиативной помощи занимается медицинское учреждение, к которому прикреплен пациент. Новообразования входят в перечень заболеваний и состояний, при которых медицинская помощь оказывается бесплатно.
Пандемия вносит коррективы
Раз в год по полису ОМС можно пройти бесплатный профосмотр, в том числе в рамках диспансеризации. В данный момент из-за неблагоприятной обстановки, связанной с распространением COVID-19, профилактические медосмотры временно приостановлены.
Медицинская помощь онкобольным предоставляется в полном объеме. Экспертизы качества медпомощи пациентам с онкологией проводятся также, как и до пандемии. Сроки действия временных свидетельств, подтверждающих оформление полиса ОМС, автоматически продлеваются до улучшения эпидобстановки.
Право на помощь
Право на медицинскую помощь закреплено в ст. 10 Закона об ОМС. Обладатель полиса ОМС может рассчитывать на:
- бесплатную медицинскую помощь;
- выбор (замену) страховой медицинской организации;
- выбор врача и медицинской организации;
- получение достоверной информации о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи;
- защиту персональных данных (это право закреплено и в ст. 44 Закона об ОМС);
- возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью во время лечения;
- защиту своих прав.
Что делать, если права пациента нарушены?
Нужно не только знать свои права, но и уметь их защищать на практике.
- Если вы считаете, что ваши права как пациента нарушены, в первую очередь обратитесь к главному врачу. Именно он отвечает за организацию оказания медицинской помощи в своем медучреждении.
- Можно обратиться с жалобой в страховую компанию — номер телефона указан в вашем полисе ОМС. На официальном сайте страховой компании вы найдете контакты и номер телефона горячей линии.
- Пациент всегда может обратиться как в территориальный фонд ОМС, так и в федеральный. Смело звоните на горячие линии этих организаций или обращайтесь в виртуальные приемные.
- Защитой прав пациента занимаются также министерство здравоохранения, Росздравнадзор региона и прокуратура.
- Сейчас в каждой государственной организации есть виртуальные приемные. Обратиться с жалобой можно туда. К заявлению не забудьте прикрепить необходимые документы.
Если вы звоните на горячую линию, запишите номер телефона, фамилию и имя оператора, время звонка, суть вопроса. Эта информация пригодится, если придется обратиться в вышестоящую инстанцию.
Как это работает?
Приведу два примера из своей практики, чтобы наглядно показать, как можно решить проблему, зная свои права.
Пациентка не смогла попасть на прием к онкологу в поликлинике. Ей отказали, сославшись на отсутствие талонов. Женщина написала заявление на имя главного врача, дав ссылку на программу госгарантий. Вопрос решился за пару часов.
Другой пациентке назначили остеосцинтиграфию и сказали, что пройти это обследование можно только платно. Но по Программе госгарантий она должна получить специализированную медицинскую помощь бесплатно в течение 7 рабочих дней. Обращение на имя главного врача результата не принесло. Пациентка написала в министерство здравоохранения региона и территориальный орган Росздравнадзора — везде получила отписки. После этого подала заявление в прокуратуру. В результате главному врачу вынесено представление, а пациентке предоставлено право получить специализированную помощь по полису ОМС в удобное для нее время.
Будьте здоровы и не стесняйтесь отстаивать свое право на качественную медицинскую помощь! Вам всегда помогут юристы Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй!».
8-800-30-10-20-9 — это номер горячей линии.
Поделиться:
Каждая женщина знает: выбор удобного качественного нижнего белья — настоящий квест. Одно жмет, другое не устраивает по форме, третье впивается в плечи... Читать далее
Здравствуй! Так мы приветствуем каждого, кто идет по нелегкому пути лечения онкологического заболевания. Читать далее
В процессе консультирования с пациентками, которые активно лечатся, мы затрагиваем тему возвращения онкологического заболевания после лечения. Читать далее
Идеальная коммуникация — это всегда диалог между врачом и пациентом. Можно ли научиться общаться без конфликтов, понимая друг друга? Читать далее